В Кельне прошла премьера театрального проекта «Ребенок и война». В нем идет речь и о конфликте на востоке Украины. В проекте участвуют театры из Германии, Украины и России.»Я помню! Я помню все!» — обращается женщина к зрителям. «Хоть я и была маленькая, но все-все помню, — звенит в тишине ее голос. — И как забрали на войну папу, тоже помню…» Вдруг исповедь прерывается ревом бомбардировщика и взрывами бомб.
Кроме этой немолодой женщины, на сцене еще пять актеров — участников немецко-российско-украинского театрального проекта «Ребенок и война», который сейчас был представлен в Кельне. Немецкий режиссер Светлана Фурер (Svetlana Fourer) объединила актеров из трех стран. Творческое сотрудничество людей театра из Германии, Украины и России — альтернатива политическим катастрофам, к которым они относят и конфликт на востоке Украины. Создатели этих спектаклей использовали воспоминания людей, родившихся между 1935 и 2000 годами.
Не молчите о войне
Это детские воспоминания руссских, украинцев, евреев и немцев об ужасах Второй мировой, о Холокосте и о сегодняшнем вооруженном конфликте на востоке Украины. Актриса Виктория Левовски (Viktoria Lewowsky), играющая девочку из еврейской семьи, родилась, сейчас живет и учится театральному искусству в Германии. «Мы хотели показать, какие ужасные следы оставляет война, как чувствуют себя люди, пережившие ее, как они рассказывают об этом своим детям и внукам, — говорит Виктория, — как война сказываются не только на ее современниках, детях и взрослых, но и на последующих поколениях».
«Слушаю я тебя: ничего не меняется», — говорит устами Ларисы Кадыровой ее героиня. 74-летняя украинская актриса сама была ребенком войны, Второй мировой, поэтому эти слова звучат особенно впечатляюще, в том числе и для ее молодых партнеров по театральному проекту.
«Главное, в чем мы хотели бы убедить зрителя, — в том, насколько важно не молчать о войне. Ни о прошлой, ни о сегодняшней, в Донбассе. Необходимо открыто говорить о том, что мы чувствуем, переживаем», — подчеркнула в интервью DW немецкая актриса Хелена Кюн (Helena Kühn). Ее родители, этнические немцы, приехали в Германию из Казахстана.
Над воплощением в жизнь проекта «Ребенок и война» вместе со Светланой Фурер работали украинский театр под руководством Андрея Мая и российский «Театр.doc». Их спектакли «Сквозь кожу» и «Смоленщина» составили вторую и третью части сценического триптиха «Ребенок и война».
Гастроли в Москве и Киеве
Достаточно необычный и порой не слишком удобный для восприятия формат избрал для своего перформанса «Сквозь кожу» украинский режиссер Андрей Май. Антиутопия на тему войны как болезни общества была представлена, в основном, проекцией больших кусков текста на экран. Несмотря на интригующую историю, которую можно было прочитать на экране, создавалось впечатление, что произошла какая-то техническая накладка.
Третью часть театрального вечера составили воспоминания очевидцев Второй мировой войны, которые читали со сцены актеры известного российского «Театра.doc». В достаточно свободной форме, на грани театрального действа и доверительной дружеской беседы, звучали истории из жизни села на Смоленщине.
Кельнский театр Светланы Фурер существует с 2003 года. Сама она училась театральному искусству в Москве, Санкт-Петербурге и Эссене, ставила спектакли во многих городах Германии. Что касается нового проекта — «Ребенок и война», — то кроме Кельна, он будет представлен также в Киеве и Москве в декабре этого года.