«Слуги народа» меняют правила работы СМИ и соцсетей: Facebook и Telegram ждут большие перемены | NEWS 24

«Слуги народа» меняют правила работы СМИ и соцсетей: Facebook и Telegram ждут большие перемены

Команда власти наконец-то презентовала свои планы по поводу регулирования работы украинской медиасферы. О том, как будут работать СМИ, что ждет пользователей Facebook  и Telegram, какую информацию нельзя будет распространять и какая ответственность полагается за нарушения – в материале РБК-Украина.

Идеи о регулировании медиа-пространства разрабатывались в штабе Владимира Зеленского еще во время прошлогодних президентской и парламентской кампаний. И пока некоторые видные представители новой власти давали понять журналистам, что теперь могут коммуницировать с обществом и без их помощи, параллельно нарабатывалась концепция нового медийного закона.

Осенью прошлого года концепцию представили медийному сообществу, а перед самым Новым годом официально зарегистрировали в Верховной раде соответствующий законопроект.

Предварительное обсуждение этих инициатив, очевидно, сыграло свою роль. К примеру, в законопроекте не оказалось нормы о санкциях против убыточных СМИ, которая в украинских условиях могла бы уничтожить абсолютно большинство каналов, газет, онлайн-изданий и т.д.

Но все же ряд норм, вызвавших неоднозначную реакцию у медийного рынка, в законопроекте оставили. Его авторами выступили ряд депутатов «Слуги народа», в частности, экс-руководитель канала «1+1» Александр Ткаченко и один из главных стратегов кампаний Зеленского и «Слуги народа» Никита Потураев, а также депутат от группы «За майбутнє» Ирина Констанкевич.

Новости для блогеров

Объемный документ на 175 страниц должен заменить несколько профильных медийных законов, например, «О телевидении и радиовещании», «Об информационных агентствах» и т.д., которые авторы закона считают устаревшими.

«Нынешнее законодательство в сфере СМИ, принятое в 1993-2006 годах, устарело и не отвечает современному уровню технологического развития в сфере медиа», – говорится в объяснительной записке к законопроекту.

В качестве примера приводятся полное отсутствие нормативной базы для ОТТ-сервисов (вроде Netflix) и платформ общего доступа (как Facebook).

В законопроекте дается широкое определение самого понятия «медиа» – средство массовой информации в любой форме, которое периодически или регулярно выходит в свет под постоянным названием.

Учитывая такую формулировку, соответственно, широк и перечень тех, на кого будут распространяться нормы нового законопроекта. Помимо привычных телевидения, радио, газет и журналов, это и онлайн-СМИ, нелинейные медиа-сервисы (тот же Netflix) и соцсети, а также мессенджеры вроде Telegram. Для онлайн-СМИ предоставляется возможность добровольной госрегистрации в качестве медиа.

Вокруг того, будут ли нормы нового законопроекта затрагивать пользователей Facebook и авторов каналов в Telegram, в последние недели идут наиболее жаркие споры. Тем более что многие Facebook-страницы украинских политиков, журналистов, активистов, волонтеров и т.д. имеют в десятки раз большую аудиторию и влияние, чем «форматные» онлайн-СМИ. Как и стремительно набравшие популярность за последний год-полтора Telegram-каналы, в том числе, анонимные.

Авторы инициативы уверяют, что обычных пользователей Facebook новые нормы не затронут, указывая на норму о том, что «физлица, которые распространяют массовую информацию», не являются субъектами законопроекта. Как, к примеру, и сайты объявлений или поиска недвижимости.

А вот если предоставляемые сервисы могут оплачиваться гражданами Украины, или же они размещены в доменной зоне .UA или .УКР, закон на них будет распространяться.

«Регулировать всех блогеров просто нет смысла. Но если они начнут нарушать нормы закона, например, о декоммунизации или запрете пропаганды страны-агрессора, регулятор сможет на это отреагировать», — сказал РБК-Украина Игорь Розкладай, юрист Института Медиа Права и соавтор законопроекта.

Это будет касаться и блогеров с Facebook, YouTube и других платформ. Сложнее всего с Telegram, объясняет Розкладай, поскольку у этого мессенджера вообще нет никаких политик относительно своего контента, и выполнит ли он решение украинского суда о блокировании какого-то канала – вопрос открытый.

Кроме того, будет играть роль и популярность блогера – для пользователя с сотней подписчиков и для обладателя миллионной аудитории штрафы наверняка будут отличаться.

Заниматься всеми этими вопросами будет регулятор – Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, полномочия которого существенно расширяются. Принцип назначения его членов при этом не меняется – по четыре представителя от президента и от Верховной рады.

Нацсовет сможет применять к медиа, которые нарушает требования закона, различные санкции: начиная с предписания исправить все недостатки и до отзыва лицензии или блокировки сайта. Последнее возможно только по решению суда, причем одного – по закону, связанные с медиа-сферой дела будет рассматривать скандально известный Окружной административный суд Киева. Причем в случае «особой общественной важности» решения по медиа-кейсам он должен будет принимать за два дня.


Новости от партнеров

Загрузка...

admin

Адміністратор сайту

Вам понравиться