Головна Новости Конституционный переворот: как Рада под присмотром Зеленского меняла Основной закон

Конституционный переворот: как Рада под присмотром Зеленского меняла Основной закон

by admin

3j0a6218_id51531_650x410__1__650x410

Первый закон, который приняла новая Верховная рада, был внесен в парламент еще президентом Петром Порошенко. Речь идет о давнем обещании политиков – отмене депутатской неприкосновенности.

За основу этот проект Рада проголосовала в первую же ночь своей работы на 30 августа – «за» набралось 363 голоса. Окончательно законопроект утвердили еще большим числом голосов – 373 «за». Но без дискуссий в зале все же не обошлось.

Раньше других со своей позицией определилась «Оппозиционная платформа – «За життя». Сопредседатель фракции Юрий Бойко накануне заявил, что ОПЗЖ поддерживает только отмену неприкосновенности «для всех». «Если же снимать неприкосновенность только с депутатов, то их можно будет «нагибать», – считает депутат.

Все депутатские группы и фракции практически в полном составе поддержали отмену иммунитета, кроме ОПЗЖ. Но это не помешало другим представителям меньшинства всячески критиковать процедуру принятия этого законопроекта. У парламентариев возник ряд замечаний.

Первое – необходимость полностью учесть вывод Конституционного суда по данному проекту. Суд признал документ соответствующим Конституции, однако указал, что неприкосновенность не является «личной привилегией» народного депутата, а призвана обезопасить его от давления. Также судьи призвали Раду учитывать «нынешнее состояние политической и правовой системы Украина», принимая решение о полной отмене депутатского иммунитета.

В связи с этим депутат от «Европейской солидарности» Руслан Князевич предложил парламенту еще раз обратиться в КС, чтобы суд разъяснил, как толковать его вывод. Князевич, наряду с коллегами по фракции Ахтемом Чийгозом и Николаем Княжицким, стали единственными депутатами, которые воздержались во время голосования. Против снятия неприкосновенности не проголосовал никто.

Второе замечание касалось выводов Венецианской комиссии, обнародованных в 2015 году. Комиссия указала, что в странах с «уязвимой демократией», к которым принадлежит Украина, с отменой неприкосновенности надо обходиться аккуратно, чтобы не поставить под угрозу независимость парламента. Эксперты посоветовали Украине присмотреться к итальянскому опыту, где парламентское меньшинство может оспорить в Конституционном суде задержание своего коллеги.

Третий момент: изменения в Конституцию, по мнению ряда депутатов меньшинства, нельзя принимать на первой и на последней сессии парламента, согласно решению КС от 2016 года. Представитель «Оппозиционной платформы — За життя» Юрий Павленко в комментарии РБК-Украина отметил, что монокоалиция вместе с президентом допустила ряд грубых процедурных нарушений.

«Был взят законопроект прошлого президента Порошенко. Этот документ, согласно конституционной процедуре, уже утратил силу и не мог быть рассмотренным. Его реанимировали странным образом и внесли на рассмотрение нового парламента девятого созыва. Рассмотрение в первом чтении произошло на первой сессии парламента. Есть решение Конституционного суда, согласно которому на первой и последней сессии неуместно рассматривать изменения в Конституцию», – отметил нардеп.

Павленко уточнил, что ОПЗЖ может обжаловать принятый законопроект в Конституционном суде. В то же время депутат сказал, что его политсила продолжит добиваться одновременной отмены неприкосновенности депутатов, президента и судей. По его мнению, так удастся сохранить систему сдерживания и противовесов между всеми ветвями власти.

И последний нюанс – заседание профильного комитета, который рекомендовал Раде принять закон об отмене неприкосновенности в целом, прошло в понедельник, то есть в промежутке между первой и второй сессией Рады, что вступает в противоречие с регламентом.

«Все, что касается процедуры, – это ответственность тех, кто не смог должным образом организовать работу. Нельзя было вчера проводить заседание комитета. Ничего бы не поменялось, если бы законопроект рассмотрели сегодня утром и быстро приняли решение, и тогда бы не было нарушения», – сказал РБК-Украинанардеп от «Батькивщины» Сергей Соболев.

В «Слуге народа» в ответ на эти упреки обвиняли соседей по сессионному залу в попытке «заговорить» важный законопроект. В президентской фракции настаивали, что отмены неприкосновенности хотят украинские граждане. «Я вижу, в какую сторону народные депутаты планируют и предлагают потянуть нашу дискуссию. Это сторона коллизий, пробелов и юридической казуистики», – заявила с трибуны замглавы комитета по правовой политике от «Слуги народа» Ольга Совгиря.

Далее она вспомнила об итогах всеукраинского референдума 2000 года, на котором 90% украинцев поддержали отмену неприкосновенности. В похожем стиле ранее выступил и Владимир Зеленский. «Это законодательный орган государственной власти, это парламент, а не «малина», где можно пять лет прятаться под куполом», – заявил он.

В кулуарах Рады один из представителей президентской партии в своих рассуждениях дошел до того, что «если регламент противоречит общественному благу, то нужно менять такой регламент». Соответствующую реформу проанонсировал и первый вице-спикер Рады Руслан Стефанчук.

«Мы хотим подарить новой Верховной раде понятный регламент как совокупность процедур, а не каких-то «непонятностей», когда можно заблокировать что угодно. Мы сегодня живем в ситуации «процессуального джема». Любая инициатива в него попадает, и возможности ее реализовать уже нет. Наша задача: провести реформу парламента. На наработку предложений мы отводим себе месяц-полтора», – рассказал нардеп, отвечая на вопрос РБК-Украина.


Стефанчук также отметил, что отмена депутатского иммунитета была правильной по сути и конституционной по процедуре. Претензии оппонентов из других фракций он объяснил разночтением законов. По словам вице-спикера, команда Зеленского работала над тем, чтобы «снять юридические ловушки» прошлой власти, и готова защищать изменения в Конституцию в суде.

«Хотел бы я посмотреть на тех самураев, которые захотят вернуть депутатскую неприкосновенность через Конституционный суд. Есть решения святые по своей сути», – резюмировал Стефанчук.

Голосованием за снятие неприкосновенности команда президента поставила парламент в крайне неудобное положение. И хотя к нему была масса процедурных вопросов, большинство партий, прошедших в Раду, обещали своим избирателям лишиться иммунитета. Но без изменений правоохранительной системы депутаты опасаются давления на неугодных.

«Если сейчас будут преследовать нардепов от оппозиции, будут страдать и их избиратели, позицию которых эти депутаты представляют. Помимо прочего, есть и очень высокий риск, что президент сконцентрирует контроль над всеми силовыми структурами, и мы можем от презумпции невиновности перейти к модели «был бы человек, а статья найдется», – сказал РБК-Украина нардеп от «Евросолидарности» Владимир Арьев.

Его коллега из «Батькивщины» Сергей Власенко считает, что первыми ощутить последствия изменений могут сами «новички» из «Слуги народа». Он напомнил, что в новейшей украинской истории по прямым политическим обвинениям никого к ответственности не привлекали, оппозиционерам вменяли сфабрикованные уголовные дела.

«Пусть приходят. Мы готовы их консультировать, как реагировать на вызов в прокуратуру, что делать, когда тебе принесли сообщение о подозрении в преступлении, совершенном в месте в котором ты никогда не был, с людьми, которых ты никогда не видел», – добавил нардеп.

Впрочем, для того, чтобы отменить депутатскую неприкосновенность с начала следующего года, одних изменений в Конституцию недостаточно. Депутатам предстоит еще внести соответствующие правки в закон о статусе нардепа и Уголовно-процессуальный кодекс.

После перерыва и до позднего вечера депутаты занимались тем, что по очереди отправляли на анализ в КС внесенные президентом законопроекты об изменениях в Конституцию. На рассмотрение одного вопроса у них уходило по 45-50 минут, фракция СН голосовала дисциплинированно и единогласно, потому нужное количество голосов набиралось с запасом. Подробнее о принятых изменениях читайте в материале «Зе!Конституция: как президент Зеленский хочет менять Основной закон».

Позиция фракций меньшинства на данном этапе, по сути, не играла никакой роли, но их представители все равно выражали беспокойство по поводу происходящего. В ОПЗЖ назвали 3 сентября – «днем конституционного спама от президента», отметив, что голосования и дальше происходят с грубым нарушением процедуры и регламента Верховной рады.

«Это очень опасно с точки зрения желания президента узурпировать власть, нивелировать парламент и фактически создать президентско-парламентскую республику вопреки Конституции. Такой прецедент у нас уже был в 2010 году просто в другой форме. Это плохо закончилось для страны, ценой огромных жертв и утратой территории. К сожалению, этот урок никто не вынес», – заявил РБК-Украина нардеп от этой политсилы Юрий Павленко.

Лидер фракции «Голос» Сергей Рахманин также настаивает, что политсила президента фактически пренебрегла процедурой. Мол, зачастую изменения в Конституцию логически объединяют в один законопроект, над которым работает специальная группа или комиссия с привлечением экспертов и общественности. Однако даже отмена депутатского иммунитета была рассмотрена без альтернативных законопроектов, а также выводов научно-экспертного управления и главного комитета.

«Сам по себе факт отмены депутатской неприкосновенности не вызвал бы таких сомнений и огласки, если бы речь шла только об отмене неприкосновенности. Но если через запятую идут изменения в закон о Нацгвардии, изменения в Конституцию касательно НАБУ и ГБР, возможности президента создавать регуляторные органы, то все это очень похоже на попытку сконцентрировать власть в одних руках. Конституция так не меняется, это не комикс, который рисуется на колене, это Библия, как бы кто к этому не относился», – сказал Рахманин.

Впрочем, для того, чтобы отменить депутатскую неприкосновенность с начала следующего года, сегодняшних изменений в Конституцию недостаточно. Депутатам предстоит еще внести соответствующие правки в закон о статусе нардепа и Уголовно-процессуальный кодекс.

К половине девятого вечера парламент закончил голосование. Синхронно со «Слугой народа” по всем инициативам нажимала на кнопку «за» только фракция «Батькивщины». Эра депутатской неприкосновенности для украинского парламента закончится в первый день нового года.

По остальным же изменениям в Основной закон у Конституционного суда есть два месяца, чтобы определиться со своими выводами, отметил представитель Зеленского в КС Федор Вениславский. Он надеется, что за основу эти законопроекты примут еще на текущей сессии.

«На следующей очередной сессии, которая откроется в первый вторник февраля 2020 года, Верховная рада Украины сможет их принять полностью, если за это проголосует более 300 народных депутатов», – добавил Вениславский. Но, по словам собеседников РБК-Украина в других фракциях, если «Слуга народа» продолжит действовать так же агрессивно, Зеленскому будет крайне сложно добрать необходимые голоса за изменения в Конституцию.

 



News24 — це незалежне українське інтернет-видання, що публікує свіжі новини з України та світу. Ми надаємо пріоритет подіям, що відбуваються в нашій країні.

Відбираємо лише найважливіші, актуальні та цікаві новини, щоб ви не пропустили нічого суттєвого.

Популярно

Новини